Маски о коллективе

Ар Юхси Ан      (газета Филдви 5-94)

 

Маски, которые мы выбираем,

Маски, которые нас выбирают.

 

В этой "зарисовке" речь пойдет о том, 

какие маски мы выбираем, общаясь друг с другом, 

откуда они берутся и как они влияют на наше поведение.

Маска - это некий образ,  которому мы стараемся соответствовать для созда-

ния определенного имиджа,  маска определяет ту роль,  которую мы играем  в

коллективе.  Маску  составляют выражение лица,  одежда,  интонации голоса,

употребляемые наиболее часто слова, жесты. Основу маски составляет выраже-

ние лица и одежда,  а все остальное в большей или меньшей степени является

их производными, например: озабоченное лицо со слегка нахмуренными бровями

может означать заботливого отца семейства,  решающего семейные проблемы,

а если добавить строгий костюм и  обстановку  шикарного  офиса,  то  получим

портрет  бизнесмена,  решающего проблемы своей фирмы.  Не трудно заметить,

что такая маска не предполагает контакта и часто используется людьми,  ко-

торые желают его избежать. Маска является своеобразной защитой, которую

мы часто используем,  попадая в новый коллектив, знакомясь с новыми людьми.

У каждого человека в запасе несколько дежурных масок, которые он применяет

в случае, если основную маску срывают или она не подходит. В постоянном кол-

лективе,  как правило, маски и роли не повторяются, т.е. они могут перехо-

дить от одного человека к другому,  но двух идентичных масок не будет. Это

похоже на то,  что две женщины в одинаковых платьях в одной компании будут

чувствовать себя не очень удобно.  Работает тот же механизм,  т.е. вознаг-

раждение, которое "выделяется" этой маске, делится на двоих.

     Лишь в некоторых случаях наши маски слетают,  открывая наше  истинное

лицо.  Один  из  способов "сорвать маску" заключается в том,  что человека

нужно поставить в непривычную для него обстановку,  причем это сделать без

предупреждения  и  быстро,  только  в этом случае он не успеет подготовить

надлежащие маски, итак маску срывает неожиданность.

     Знакомые знают  друг друга по тем маскам,  которые они друг другу де-

монстрируют,  приятели знают уже почти весь арсенал масок друг  друга,  но

лица  пока  в  тени,  друзья видят лица друг друга и часто помогают менять

маски.

     Первый запас масок мы получаем от своих родителей в детстве и отраба-

тывем их в своих детских играх. Наиболее часто это проявляется в играх ти-

па "дочки-матери",  и взрослым часто забавно наблюдать за своими детьми во

время этих игр.  Присмотритесь,  дети показывают то,  как они воспринимают

вас.  По  мере  увеличения практики общения появляются новые маски,  в том

случае если старые не подходят.  Часто выбор масок происходит неосознанно:

понравившееся выражения лица,  интонации или поговорка, встреченные нами в

каком-либо месте,  способны изменить нашу любимую маску или создать новую.

Наиболее привычные маски изменяют наше лицо или все тело,  этим пользуются

физиогномисты,  физиогномика может очень сильно помочь в расшифровке масок

окружающих. Очень интересно то, что каждой маске могут соответствовать оп-

ределенная тематика мыслей; то, о чем думает маска может подсказать фикса-

ция  взгляда,  положение тела,  жесты рук.  Маску можно раскрыть для себя,

заглянув ей в глаза.  Маска одета не постоянно,  мы одеваем ее  непосредс-

твенно перед общением (соответствующее выражение лица), но иногда забываем

ее снять,  оставаясь даже наедине с самим собой в ней.  В процессе общения

мы  бессознательно  стараемся  поддержать свою маску,  ищем постоянно свое

"отражение" в собеседнике, чтобы убедиться, что маска на месте, этим отра-

жением  являются реакции окружающих,  на все это тратится много внимания и

энергии,  которые можно было бы использовать для того,  чтобы  постараться

понять собеседника.  Именно поэтому часто в процессе общения мы больше за-

интересованы собой, чем другим.

     Иногда роль требует смены нескольких масок, а сценарий смены несколь-

ких ролей, но характер роли зависит от маски, а характер сценария - от ро-

лей. Сознательно меняя маски и роли, человек может познать законы общения,

и найти свое поведение в рамках этих законов.  Происходит это по  принципу

принято - не принято.  Если после общения с кем-то нам приятно, то мы ста-

раемся повторить этот вариант поведения,  эту ситуацию,  роль или маску, а

если нам не приятно, то ищем, чем же сменить, как изменить. Если у челове-

ка длительное время одни неприятности и он ничего не пытается изменить, то

вполне возможно,  что ему нравятся те выигрыши,  которые он получает в ре-

зультате них. Это, например, может оправдывать его агрессивность, лень или

раздражительность, можно сказать, что это является своеобразным психологи-

ческим мазохизмом.  Часто это приводит к тому, что человек хотел бы что-то

изменить, но уже не может и в конце концов попадает либо к целителям, либо

к психотерапевту.

     Маски мешают общению, но помогают времяпрепровождению. Если вы хотите

понять людей, откажитесь от большинства своих масок, из которых больше по-

ловины устарело и является дополнительным грузом в общении. Не бойтесь по-

казать свое лицо, часто люди так заняты своей маской, что все равно его не

увидят,  не бойтесь,  что кто-то причинит вам вред,  если будете практико-

ваться в этом.  Чем меньше масок задействовано в вашем поведении,  тем она

естественней и приятней для окружающих.  В общении старайтесь помочь собе-

седнику увидеть отражение его маски,  часто это может существенно улучшить

ваши с ним отношения.  Выявление и анализ масок,  ролей,  сценариев - вещь

трудная и интересная. Попробуйте сами и узнаете, что это так. Для тех, ко-

го это заинтересовало, могу предложить для начала небольшой список из кол-

лекции масок.  Попытайтесь его продолжить и описать каждую маску. Кто зна-

ет, может вы найдете себя. Успехов вам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Коллекция масок:  "Озабоченный",  "Мыслитель", "Мудрец", "Весельчак",

"Принц  (Принцесса)",  "Заслуженный пенсионер",  "Крутой",  "Счастливчик",

"Пьеро", "Шут", "Добряк", "Бедняк", "Наивный", "Авангард" и т.д.

 

     - Название маски часто совпадает с названием роли.

     - Маска скрывает лицо.

     - Чем ближе маска к лицу, тем больше она на него похожа.

     - Маска является формой.

     - Две одинаковые маски рядом не живут.

     - Маски определяют наши роли, а наши роли определяют наши маски.

     - Неожиданность срывает маску, а любовь снимает.

     - Раскрыть маску для себя можно, заглянув ей в глаза.

     - Маска! Я тебя знаю!

     - Людей много, а масок мало, поэтому свою маску можно увидеть на другом.

     - Каждой маске нужно зеркало, но не каждому зеркалу - маска.

     - Маски снимают или меняют.

     - Без маски легче видеть.

     - Кто  хочет  изменится,  находит средство,  а кто не хочет - находит причину.

     - Чем меньше масок, тем естественней поведение.

 

 

 

      СТАТЬИ                ГЛАВНАЯ


Источник: http://soznanie.info/st_aryuh1.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Женский коллектив на работе. Как выжить? Золотые слова для статуса

Маски о коллективе Маски о коллективе Маски о коллективе Маски о коллективе Маски о коллективе Маски о коллективе

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ